Я.А.Каменский говорил: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я считаю, что эти слова каждый состоявшийся учитель мог бы начертать на своем гербе. Во все времена общество предъявляло к учителю самые высокие требования. Если учишь других - должен знать больше, чем все остальные. Считаю, что педагог должен повышать свою профессиональную компетентность, потому что в лице своих учеников он имеет дело с постоянно меняющимся миром.
Для учительского сообщества образовательные стандарты второго поколения совсем скоро станут самым главным документом. Изменилась страна, пришло время для новых стандартов. В стандартах второго поколения даются внятные идеологические и политические установки. Миссией системы образования станет формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности.
В новых стандартах образование провозглашается важной социальной деятельностью общества. Причем школа рассматривается не как отдельное изолированное учреждение, отвечающее за социализацию личности, а часть образовательного пространства, находящаяся во взаимодействии с другими институтами общества: семьей, религией, культурой, СМИ. Общество должно объединить старания, воспитывая своих детей. Только это единение даст результат. Понимание этого государством меня, как учителя, не может не радовать. В свою очередь школа должна быть открытой, восприимчивой по отношению к окружающей ее среде.
Совершенно новым является то, что стандарт- это общественный договор, система взаимных обязательств и требований со стороны всех участников общеобразовательного процесса: общества, родителей, государства, бизнеса. Именно это должно стать гарантией достижения хорошего результата. Роль учителя в новых условиях – быть проводником интересов общества и государства.
Современный учитель должен быть способен реализовать новый стандарт. Мотивами повышения профессиональной компетентности могут и должны стать:
· Стремительный рост современной науки. В условиях введения новых стандартов, прежде всего педагогу нужны будут знания в области педагогики и психологии. На первый план сегодня выходят общие учебные умения: анализ, синтез, сопоставление, которые не связаны с конкретным предметом. Учитель и ученик должны быть готовы к самостоятельному пополнению знаний, к освоению новых видов деятельности.
· Изменения, происходящие в жизни общества, отражаются на учениках. Очень часто у последних формируется образ учителя как человека несовременного, а значит неинтересного.
· Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Введение нового стандарта неминуемо повлечет за собой появление новых учебников. Необходимо будет изучить, проанализировать, отобрать их.
· Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Образовательный стандарт второго поколения увеличивает вариантную часть образования. После его внедрения она будет присутствовать и в начальной школе.
· Общественное мнение. Учителю небезразлично, считают его «хорошим» или «плохим».
· Материальное стимулирование.
Только всесторонняя личность может воспитать личность, отвечающую запросам нового российского общества. Кстати о воспитании. Создатели стандарта утверждают, что им вернут воспитание в школу. С этим я не согласна. Образование и воспитание в школе всегда сопутствовали друг другу. Воспитательная деятельность в нашей школе осуществлялся и осуществляется через реализацию социально-педагогических проектов. В последние годы школой накоплен опыт по реализации социальных проектов. Р. Эмерсон писал: «Истинный показатель цивилизации- не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека воспитываемого страной». В школе это всегда понимали. Однако, если новый стандарт даст нам большие возможности в процессе воспитания, мы обязательно ими воспользуемся.
Да, новый стандарт предполагает нового учителя. Думаю, что учителя нашей школы владеют такими техниками организации образовательной среды, позволяющими реализовать все те требования, которые задаются стандартами второго поколения.
На сегодняшний день школа имеет собственную модель информационно-образовательного пространства, сформировался коллектив единомышленников, обладающих информационной технологией проектирования и информационной культурой. В начальной школе успешно внедряется УМК «Планета знаний», который формирует дидактическую систему, обеспечивающую социально – личностному развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, внедрен новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Кроме того, организовано предпрофильное и профильное обучение в кусте. Реализуются индивидуальные траектории образования.
Мы уже всем этим занимаемся, нам интересно. И мы видим результаты работы – в первую очередь, это наши дети, которые желанны в любом образовательном учреждении.
Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что стандарты второго поколения тянут за собой огромные системные изменения в образовательной среде. Не надо этих изменений пугаться, потому что задача, которая поставлена перед разработчиками, сформулирована просто – современный учитель должен быть способен реализовать новый стандарт второго поколения, потому что никакой стандарт не сможет быть реализован, если он не будет подкреплён ресурсом того человека, которого мы называем Учитель.
Идеи ваши пусть будут прекрасны,
Уроки, затеи не будут напрасны!
Вы к детям дорогу сумели найти,
Пусть ждут вас успехи на этом пути!
С началом нового учебного года!