Социально-педагогическая и психологическая служба

Социально-педагогическая и психологическая служба

 
Цель, основные задачи и принципы деятельности, функции СППС
 
Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении.
Основные задачи СППС:
организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся,  а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;
содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в  педагогическом коллективе учреждения образования, семьях обучающихся  и их социальном окружении;
предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся,  пропаганда здорового образа жизни;
повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.
 
Принципы деятельности СППС:
  • приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;
  • личностно-ориентированный подход;
  • гуманистический характер деятельности;
  • доступность;
  • конфиденциальность.
 
СППС учреждения образования в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
  • социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся;
  • разработка и реализация комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся;
  • осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, социально-эмоциональное развитие детей с особенностями психофизического развития, формирование их жизненной компетенции;
  • организация работы по оказанию комплексной помощи обучающимся,  находящимся в социально опасном положении и признанным нуждающимися в государственной защите, согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (по их реабилитации и коррекции отклонений в психическом, личностном и социальном развитии);
  • психолого-педагогическое сопровождение процесса интегрированного (совместного) обучения;
  • участие в подготовке обучающихся  к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала;
  • осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни;
  • формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования;
  • участие в мониторинге  воспитания обучающихся;
  • участие в организации социально значимой деятельности обучающихся,  содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
  • оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся;
  • изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработка методических материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся,  проблемам семьи, защиты и охраны детства.
 
Ведущие направления деятельности социально-педагогической и психологической службы
 
 
Направления
Содержание
 
Методическая деятельность
Участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях различного уровня по проблемам воспитания и социализации учащейся молодежи.
 Формирование банка данных о достижениях социальной педагогики и научной и практической психологии, полученных результатов социологических и психологических исследований педагогов и учащихся.
 Повышение уровня профессиональной компетентности.
Мониторинг идеологического сопровождения воспитательной работы                                       Изучение мировоззрения, идейности, гражданственности и патриотизма, коллективизма, нравственности, готовности к семейной жизни.
 Проведение обучающих психологических семинаров для кураторов, педагогов и мастеров.
 
Мониторинг идеологического сопровождения воспитательной работы     
Изучение мировоззрения, идейности, гражданственности и патриотизма, коллективизма, нравственности, готовности к семейной жизни.
 Проведение обучающих психологических семинаров для кураторов, педагогов и мастеров.
 
Социальная защита и опека учащихся
Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве.
 Защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.), обращая особое внимание на учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
 Проведение индивидуальной работы с учащимися, оказавшимися в социально-опасном положении.
 Исследование социума учебного заведения и обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки семьи учащихся.                                                  Изучение культурно-бытовых отношений учащихся в семье и условиях общежития с целью их оптимизации.
 Определение центров социально-культурных влияний на учащихся, референтных групп с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.
 Выявление возможного воздействия асоциальных группировок, деструктивных организаций на личность учащегося.
 Определение морально-психологического фона учебного заведения с целью выявления его воздействия на личность и принятия мер по его совершенствованию.
 Организация круглых столов, семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогическим и психологическим проблемам.
 Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями.
Социально-психологическое просвещение. Повышение уровня психологической культуры педагогов, учащихся и родителей        
Ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами по проблемам защиты прав и интересов учащихся, организация их обсуждения.
 Содействие повышению уровня педагогической и психологической культуры педагогов и родителей.
 Социально-педагогическое и психологическое консультирование                                                Организация и проведение индивидуальных консультаций учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
 Проведение консультационной работы по запросам следственных органов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних.
 Консультирование педагогов, руководителей, родителей по социально-педагогическим и психологическим проблемам.
 Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по вопросам обучения, развития, самоопределения, личностного роста, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
 
Социально-психологическая профилактика
Выявление и предупреждение фактов асоциального и деструктивного поведения учащихся, организация упреждающей и профилактической работы.
 Организация взаимодействия с правоохранительными службами.
 Пропаганда и популяризация ЗОЖ.
 Участие в педсоветах, педконсилиумах по вопросам психологического анализа поведения и развития учащихся.
 Развитие коммуникативных навыков педагогов, предупреждение и снятие психологической перегрузки и эмоционального выгорания.
 
Психодиагностическая работа
Психодиагностическая работа
 Диагностика индивидуальных особенностей адаптации учащихся к условиям учебно-профессиональной деятельности в учебном заведении.
 Изучение динамики межличностных отношений в учебных группах, социально-психологического климата и степени сплоченности в коллективе, мотивации учащихся.
 Проведение личностно-ориентированной психодиагностики учащихся.
 Выявление одаренных учащихся.
 Отслеживание динамики психологического состояния учащихся с особенностями психофизического развития.
 
Психокоррекционная работа
Организация и проведение адаптационных, социально-психологических тренингов среди учащихся и педагогов.
 Разработка и реализация групповых и индивидуальных психокоррекционных программ развития.
 Создание программ профессиональной и социальной адаптации учащихся с особенностями психофизического развития.
 
Профориентация
Изучение и развитие профессионально значимых качеств личности, проведение тренингов личностного и профессионального развития.
 Выработка рекомендаций по профессиональному и личностному росту выпускников.
 Осуществление профессионального прогнозирования и проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни.
 Проведение работы по профессиональному просвещению и консультированию поступающих в учебные заведения, участие в комиссиях по переводу обучаемых на последующие ступени обучения.