Социально-педагогическая и психологическая служба
Цель, основные задачи и принципы деятельности, функции СППС
Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении.
Основные задачи СППС:
организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;
содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе учреждения образования, семьях обучающихся и их социальном окружении;
предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни;
повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.
Принципы деятельности СППС:
- приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;
- личностно-ориентированный подход;
- гуманистический характер деятельности;
- доступность;
- конфиденциальность.
СППС учреждения образования в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
- содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
- социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся;
- разработка и реализация комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся;
- осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, социально-эмоциональное развитие детей с особенностями психофизического развития, формирование их жизненной компетенции;
- организация работы по оказанию комплексной помощи обучающимся, находящимся в социально опасном положении и признанным нуждающимися в государственной защите, согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (по их реабилитации и коррекции отклонений в психическом, личностном и социальном развитии);
- психолого-педагогическое сопровождение процесса интегрированного (совместного) обучения;
- участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала;
- осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни;
- формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования;
- участие в мониторинге воспитания обучающихся;
- участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся;
- изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработка методических материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, проблемам семьи, защиты и охраны детства.
Ведущие направления деятельности социально-педагогической и психологической службы
Направления | Содержание |
Методическая деятельность | Участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях различного уровня по проблемам воспитания и социализации учащейся молодежи. Формирование банка данных о достижениях социальной педагогики и научной и практической психологии, полученных результатов социологических и психологических исследований педагогов и учащихся. Повышение уровня профессиональной компетентности. Мониторинг идеологического сопровождения воспитательной работы Изучение мировоззрения, идейности, гражданственности и патриотизма, коллективизма, нравственности, готовности к семейной жизни. Проведение обучающих психологических семинаров для кураторов, педагогов и мастеров. |
Мониторинг идеологического сопровождения воспитательной работы | Изучение мировоззрения, идейности, гражданственности и патриотизма, коллективизма, нравственности, готовности к семейной жизни. Проведение обучающих психологических семинаров для кураторов, педагогов и мастеров. |
Социальная защита и опека учащихся | Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве. Защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.), обращая особое внимание на учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проведение индивидуальной работы с учащимися, оказавшимися в социально-опасном положении. Исследование социума учебного заведения и обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки семьи учащихся. Изучение культурно-бытовых отношений учащихся в семье и условиях общежития с целью их оптимизации. Определение центров социально-культурных влияний на учащихся, референтных групп с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия. Выявление возможного воздействия асоциальных группировок, деструктивных организаций на личность учащегося. Определение морально-психологического фона учебного заведения с целью выявления его воздействия на личность и принятия мер по его совершенствованию. Организация круглых столов, семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогическим и психологическим проблемам. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями. |
Социально-психологическое просвещение. Повышение уровня психологической культуры педагогов, учащихся и родителей | Ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами по проблемам защиты прав и интересов учащихся, организация их обсуждения. Содействие повышению уровня педагогической и психологической культуры педагогов и родителей. Социально-педагогическое и психологическое консультирование Организация и проведение индивидуальных консультаций учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проведение консультационной работы по запросам следственных органов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних. Консультирование педагогов, руководителей, родителей по социально-педагогическим и психологическим проблемам. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по вопросам обучения, развития, самоопределения, личностного роста, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. |
Социально-психологическая профилактика | Выявление и предупреждение фактов асоциального и деструктивного поведения учащихся, организация упреждающей и профилактической работы. Организация взаимодействия с правоохранительными службами. Пропаганда и популяризация ЗОЖ. Участие в педсоветах, педконсилиумах по вопросам психологического анализа поведения и развития учащихся. Развитие коммуникативных навыков педагогов, предупреждение и снятие психологической перегрузки и эмоционального выгорания. |
Психодиагностическая работа | Психодиагностическая работа Диагностика индивидуальных особенностей адаптации учащихся к условиям учебно-профессиональной деятельности в учебном заведении. Изучение динамики межличностных отношений в учебных группах, социально-психологического климата и степени сплоченности в коллективе, мотивации учащихся. Проведение личностно-ориентированной психодиагностики учащихся. Выявление одаренных учащихся. Отслеживание динамики психологического состояния учащихся с особенностями психофизического развития. |
Психокоррекционная работа | Организация и проведение адаптационных, социально-психологических тренингов среди учащихся и педагогов. Разработка и реализация групповых и индивидуальных психокоррекционных программ развития. Создание программ профессиональной и социальной адаптации учащихся с особенностями психофизического развития. |
Профориентация | Изучение и развитие профессионально значимых качеств личности, проведение тренингов личностного и профессионального развития. Выработка рекомендаций по профессиональному и личностному росту выпускников. Осуществление профессионального прогнозирования и проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни. Проведение работы по профессиональному просвещению и консультированию поступающих в учебные заведения, участие в комиссиях по переводу обучаемых на последующие ступени обучения. |